Skip to main content

'Я - кровь инков': Протесты в Перу разожгли разделенную нацию

По словам Александра Вильегаса и Моники МачикаоЛИМА/ДЕСАГУАДЕРО, Перу (Рейтер) - В перуанс...

По словам Александра Вильегаса и Моники Мачикао

ЛИМА/ДЕСАГУАДЕРО, Перу (Рейтер) - В перуанском южном пограничном городе Десагуадеро участница протестов коренного населения Адела Перес ведет себя вызывающе после почти восьми недель смертоносных столкновений, которые потрясли андскую страну, нанесли удар по ее огромным медным рудникам и напрягли демократические институты страны.

В стране с населением около 34 миллионов человек происходят самые сильные волнения за последние десятилетия после резкого отстранения от власти 7 декабря и ареста левоцентристского президента Педро Кастильо после того, как он попытался незаконно закрыть Конгресс, чтобы избежать импичмента.

Сын крестьян, Кастильо был защитником сельской бедноты и групп коренного населения, которые привели его к власти в 2021 году, несмотря на невыполнение обещаний по распределению богатств горнодобывающей промышленности и регулярные проверки на коррупцию.

Его драматическое отстранение от власти разожгло глубоко укоренившийся гнев в сельских провинциях, особенно на богатом медью юге, против политической и богатой элиты в столице Лиме, а протестующие нацелились на Конгресс и нового президента Дину Болуарте, бывшего заместителя Кастильо.

В результате насилия погибли 48 человек, еще 10 гражданских лиц погибли в результате несчастных случаев или по другим причинам, связанным с блокадой.

Протесты, которые не подают признаков ослабления, угрожают сорвать поставки меди из страны, занимающей второе место в мире по производству красного металла, и дестабилизировать правительство Перу, в котором мало признаков политического решения беспорядков из-за междоусобиц в Конгрессе.

Протестующие пообещали бороться до тех пор, пока не будут проведены новые выборы, Болуарте не уйдет в отставку, а Конгресс не будет закрыт. Многие хотят принять новую Конституцию взамен ориентированной на рынок Конституции 1993 года. Общенациональные опросы показывают сильную поддержку многих требований.

"Госпожа Болуарте, вы не можете командовать или милитаризировать это место", - сказал Перес, находясь возле блокады дороги на границе между Перу и Боливией, которая уже несколько недель мешает движению грузовиков в регионе Пуно, одном из регионов, находящихся в центре протестов.

"Вы не можете посылать сюда военных, потому что солдаты - наши дети".

Правительство призвало к политическому перемирию и диалогу, предложило свою поддержку новым выборам, которые должны состояться в ближайшее время, и обвинило "агрессивные группы" в разжигании беспорядков.

Пуно, где находится перуанская сторона легендарного озера Титикака, стал местом самого жестокого насилия в ходе протестов: в городе Хулиака были убиты 18 демонстрантов, а также один полицейский, который сгорел заживо в своей машине.

Протесты, хотя и сосредоточены на юге страны, распространились по всей стране, сотни дорожных блокад с использованием деревьев, камней и автомобильных шин заблокировали транспорт. Туризм сильно пострадал, а Мачу-Пикчу был закрыт в начале этого месяца.

Это также вызвало демократический кризис, не имеющий четкого решения, кроме проведения новых быстрых выборов, к которым призвал Болуарте, но разделенный Конгресс еще не ратифицировал.

"Неважно, хочет ли она убить нас, убить нас вместе с нашими детьми. Мы никогда не сдадимся, пока она (Болуарте) не уйдет в отставку", - сказала Кармен Роза Инофуэнтес, участница протестов в Лиме, где за последнюю неделю в столкновениях погиб один человек.

"Когда она уйдет в отставку, мы уйдем. Если понадобится, мы будем спать на улице; другого выхода нет. Она втянула нас в эту войну. Мы будем противостоять полиции, потому что мы полны гнева, и этот гнев взрывается и выходит из-под контроля".

"МЫ СТРАДАЕМ"

Протестующие прошли маршем с транспарантами, называющими Болуарте "убийцей" и называющими смерть протестующих "массовыми убийствами". Некоторые несут катапульты или кнуты, другие держат клетчатые разноцветные флаги випхала - коренных андских народов.

"Во мне течет кровь инков", - сказал Чирило Юпанки, надев розовый противогаз во время протеста в столице Лиме. Он выступил против утверждений правительства о том, что протесты возглавляют и разжигают преступные группировки.

"Я не террорист, как они говорят. Я не преступник. У меня есть официальная работа. Просто посмотрите, как они обращаются с нами".

Протесты вызвали призрак насилия прошлых лет в Перу, центре империи инков сотни лет назад, включая столкновения между повстанческими маоистскими группами и правительством в 1980-х и 1990-х годах, в результате которых погибли тысячи людей.

"Сколько людей умирает? Ради Бога, вон Дина, уходи из правительства. Не делайте нам больше больно", - сказал один из протестующих в Лиме, попросивший не называть его имени, добавив, что инфляция и экономические трудности обостряют гнев людей.

"Мы страдаем, все дорожает, и нам даже не хватает еды".

Инфляция в Перу в конце 2022 года составила около 8.5% в годовом исчислении, причем, по мнению аналитиков, больше всего пострадали многие протестующие регионы.

Джеклин Бонкано, участница демонстрации в Лиме, призвала весь мир обратить внимание на происходящее.

"Я хочу, чтобы все знали об этой борьбе и поддержали ее, потому что сейчас или никогда", - сказала она, добавив, что нынешнее правительство должно смениться. "Они не могут оставаться у власти в Перу".

.