Колье Ripple от ювелирного бренда Angharad окружает шею нежными, волнистыми серебряными волнами. Как и все серебряные изделия, созданные лондонским дизайнером Меган Гриффитс, оно полностью изготовлено из серебра, извлеченного из старых медицинских рентгеновских снимков. (Рентгеновские пленки содержат эмульсии кристаллов галогенидов серебра, которые являются светочувствительными и создают изображения, которые мы видим на рентгеновских снимках).
"Когда я создавала свой бренд, мне было очень важно осознанно принимать решения о том, откуда берутся материалы", - говорит Гриффитс, запустившая Angharad в 2020 году. Она говорит о проекте под названием AgAIN Silver, который был запущен в 2022 году бирмингемской компанией Betts, занимающейся аффинажем и восстановлением драгоценных металлов: "Нет другого варианта, который бы обеспечивал такой же уровень прослеживаемости серебра". Поскольку экологичность играет все более важную роль в сознании потребителей, все большее число брендов рекламируют использование переработанного золота и серебра в своих ювелирных изделиях в качестве поддержки экологичности, однако драгоценные металлы восстанавливаются, переплавляются и превращаются в новые на протяжении веков.
Эта практика не привела к снижению количества нового золота и серебра, добываемого каждый год: по данным Всемирного совета по золоту и Института серебра, в 2022 году добыча золота и серебра и его переработка увеличились по сравнению с уровнем 2021 года. Более того, простое повторное использование серебряных украшений или серебряных предметов для изготовления новых серебряных украшений не приравнивается к "переработке", поскольку в этом процессе не происходит повторного использования отходов. (Вряд ли владельцы будут выбрасывать даже старые серебряные украшения и серебряные предметы, как они часто поступают, например, с одеждой).
Сандра Уилсон, преподаватель экологического дизайна металлов в Университете Данди, говорит, что 70-80% золота, находящегося в обращении, - это вторичный металл, который может представлять собой смесь старых ювелирных изделий и драгоценных металлов, извлеченных из других отходов. В этом контексте "недостаточно просто сказать, что это вторичное сырье", - говорит она. "Вы должны предоставить нам больше информации о том, откуда он взялся, через какие процессы прошел, как превратился из сырья в готовое ювелирное изделие".
Управляющий директор компании Betts Чарльз Беттс, который представляет девятое поколение семьи Беттс, управляющей компанией, также сталкивался с этой проблемой. С момента своего основания в 1760 г. компания перерабатывает отходы ювелирной промышленности, извлекает из них драгоценные металлы, аффинирует их и перепродает ювелирам. Компания, имеющая также производственный бизнес, уже несколько десятилетий занимается извлечением серебра из медицинской и промышленной рентгеновской пленки, смешивая его с другим вторичным серебром из ювелирной промышленности. "Моя большая проблема с вторичной переработкой [металлов] заключается в том, что это очень простое утверждение - в определенном смысле золото и серебро бесконечно используются и перерабатываются", - признается Беттс. "Сейчас многие ювелирные бренды говорят об этом, и я думаю, что это проблема, потому что нет никакой детализации того, что это значит".
Отличительной особенностью AgAIN Silver является то, что в его состав входит только серебро, извлеченное из медицинских рентгеновских лучей, которые в противном случае попадали бы на свалку, сжигались или хранились в NHS и частных больницах, что обходилось бы в 40 000 фунтов стерлингов в год. "Это настоящая рекультивация", - объясняет Беттс. "Это не просто переплавка сплава или изменение назначения изделия, это взятие чего-то, что было отходами, извлечение из него серебра, а затем переработка пластика и бумаги".
Проект также приносит доход трастам NHS и частным больницам, которые получают от компании возврат (сумма зависит от объема пленки, количества извлеченного серебра и объема работ, необходимых для его извлечения, но, по словам Беттса, некоторые трасты получили возврат в размере десятков тысяч фунтов). Извлеченное серебро продается с весьма скромной премией по сравнению с обычным вторичным серебром, что делает его жизнеспособной альтернативой для независимых ювелиров, таких как лондонские компании Griffiths и Emefa Cole, и таких организаций, как Королевский монетный двор.
Однако процесс является трудоемким. Каждый рентгеновский файл обычно включает в себя картон и бумагу, а также пленку - элементы, которые необходимо вручную разделить и проверить, чтобы убедиться, что данные записи можно уничтожить (по закону медицинские записи взрослых должны храниться не менее восьми лет после лечения). Затем пленка проходит химический процесс, в результате которого растворяется содержащееся в ней серебро, и остается прозрачный пластик PET, который может быть переработан отдельно. Полученное серебро подвергается гальваническому процессу, который длится до трех недель, после чего переплавляется в серебряный слиток, чистота которого составляет около 96%. Последний этап - аффинаж, в ходе которого нитрат серебра растворяется в слитке и превращается в серебро 100-процентной чистоты.
Традиционный способ извлечения серебра из рентгеновской пленки предполагает ее сжигание, однако, по словам Беттса, в гидрометаллургический процесс его компании входят только слабые кислоты (около 15 мл на литр), что делает его "сравнительно малоэффективным". На каждый килограмм перерабатываемой рентгеновской пленки приходится от двух до пяти граммов серебра, т.е. для изготовления одного серебряного обручального кольца весом около 5 г потребуется около 50 листов рентгеновской пленки. "Это не дешевый процесс, но он экономически эффективен", - говорит Беттс, которому пришлось установить новые аффинажные камеры специально для AgAIN Silver. "Но речь идет уже не о сотнях тысяч, а о десятках тысяч".
Рекомендуется
К настоящему времени компания восстановила 250 тонн рентгеновской пленки. По оценкам Беттса, поставок из Великобритании хватит на ближайшие пять лет. После этого компании, возможно, придется начать поставки из других стран, где физическая рентгеновская пленка еще не заменена цифровыми записями, как это уже произошло в Великобритании. (Беттс недавно импортировал пленку из Южной Америки и рассматривает возможность использования международных поставок для продления срока службы AgAIN Silver.)
Несмотря на ограниченность проекта, Уилсон из Университета Данди положительно оценивает AgAIN Silver, особенно за его этические обязательства перед NHS, прозрачность и возможность отслеживания (по крайней мере, рентгеновской пленки, хотя невозможно установить происхождение серебра для изготовления самой пленки). "Однако в конечном итоге нам необходимо развиваться по всем направлениям", - говорит она, подчеркивая важность развития и совершенствования переработки электронных отходов, которые все еще остаются относительно неиспользованным источником драгоценных металлов. (По данным ООН, только 17% из 53,6 млн. тонн электронных отходов, производимых ежегодно в мире, перерабатываются должным образом.)
Беттс знает, что AgAIN Silver - это лишь один из многих подходов, необходимых для развития более этичной и устойчивой практики. "Переработка не может удовлетворить мировой спрос на драгоценные металлы", - говорит он. "Необходимо также внедрять более эффективную практику в горнодобывающей промышленности, чтобы обеспечить устойчивое социальное и экологическое воздействие в этих областях. Люди должны гораздо более тонко подходить к поиску металлов. Универсального решения не существует".
Узнавайте о наших последних событиях первыми - следите за @financialtimesfashion в Instagram
.