Раджеш Кумар Сингх
(Рейтер) - Поставщики аэрокосмической продукции и авиакомпании по всему миру предупредили о росте затрат и снижении пропускной способности самолетов после того, как американская компания RTX сообщила, что редкий производственный дефект может привести к поломке сотен самолетов Airbus в ближайшие годы.
Эта проблема - редкий дефект порошкового металла, который может привести к трещинам в некоторых компонентах двигателя, - стала последней неприятностью для отрасли, которая борется с нехваткой персонала и проблемами с цепочками поставок, даже когда авиаперевозки возрождаются после пандемического спада.
В понедельник компания RTX заявила, что в ближайшие три года ей придется снять от 600 до 700 двигателей Pratt & Whitney Geared Turbofan (GTF) с самолетов Airbus A320neo для проверки качества.
О проблеме с двигателями впервые стало известно в июле, но в понедельник RTX более четко обозначила масштабы проблемы.
Это заявление вызвало волну волнений в отрасли, от производителей компонентов, таких как японская компания Kawasaki Heavy Industries, до авиаперевозчиков, таких как Air New Zealand, которые полагаются на популярные самолеты Airbus.
По словам источников агентства Reuters, проблема может усугубить борьбу за двигатели между авиастроительными заводами и ремонтными мастерскими, поскольку ремонт занимает больше времени.
В среднем 350 самолетов в год могут простаивать до 2026 года, а в первой половине 2024 года - до 650 самолетов. В июле компания RTX заявила, что в порошкообразном металле, используемом в дисках турбин высокого давления, входящих в состав двигателя GTF, были обнаружены микроскопические загрязнения. Наличие этих загрязнений может привести к появлению трещин в двигателе.
Замена дисков требует демонтажа двигателя, его разборки и сборки. Затронутые двигатели были произведены в период с 2015 по 2021 год.
Акции RTX потеряли четверть своей стоимости с момента обнародования информации о проблеме в июле и продолжили падение во вторник, потеряв 3,7% и достигнув очередного двухлетнего минимума. Компания была образована в результате слияния Raytheon (NYSE:RTN) и United Technologies (NYSE:RTX) в 2020 году.
"Когда компания первоначально выявила проблему с порошковым металлом в двигателе GTF, у нас была уверенность в том, что эта проблема, исходя из предоставленных данных, была относительно хорошо локализована", - отметил в своей записке аналитик RBC Capital Markets Кен Херберт.
"Выявленные финансовые и операционные последствия оказались более существенными, чем мы ожидали".
Акции Airbus, котирующиеся на бирже в Париже, снизились на 2,4% во вторник.
Авиакомпании, производители подробно рассказали об ударе
Поставщики аэрокосмической техники, имеющие отношение к проблемной программе создания двигателей, заявили, что проблема повлияет на их расходы. Компания Melrose Industries, акции которой котируются на Лондонской бирже, заявила, что потенциальный ущерб может составить около 200 млн фунтов стерлингов (249,2 млн долл.)
Японские компании IHI и Kawasaki Heavy Industries заявили, что ожидают снижения прибыли из-за длительных проверок, а немецкая компания MTU Aero Engines (OTC:MTUAY) в понедельник предупредила о снижении прибыли.
Авиакомпания Air New Zealand, в парке которой имеется 16 самолетов A320neo, заявила во вторник, что проблема приведет к дальнейшему снижению доступности двигателей и окажет "значительное" влияние на график полетов с января 2024 года.
Компания Scoot, подразделение Singapore Airlines (OTC:SINGY), сообщила, что проверки затронут четыре двигателя, которыми оснащен парк самолетов A320neo, и могут заставить ее скорректировать некоторые рейсы.
В понедельник венгерская авиакомпания Wizz Air заявила о возможном снижении пропускной способности на 10% во второй половине 2024 финансового года.
RTX - один из двух производителей двигателей для популярного узкофюзеляжного самолета Airbus A320neo, второй - CFM International, совместное предприятие GE и Safran (EPA:SAF).
($1 = 0,8026 фунта)
.