По данным Валери Инсинна и Абхиджит Ганапаварам
(Рейтер) - В понедельник акции компании RTX Corp достигли двухлетнего минимума после того, как она объявила, что сотни самолетов Airbus A320neo будут сняты с эксплуатации до 2026 г., поскольку ее подразделение Pratt & Whitney, занимающееся двигателями, снимает турбовентиляторные двигатели с редуктором (GTF) для проверки качества.
По словам представителей компании RTX, бывшей компании Raytheon (NYSE:RTN), в результате дефекта порошкового металла, который может привести к растрескиванию компонентов двигателя, о котором RTX впервые рассказала в июле, теперь компания планирует снять от 600 до 700 двигателей с самолетов для проведения проверок и в третьем квартале отнести на расходы 3 млрд долларов.
Ремонтные работы, которые, как первоначально предполагал генеральный директор RTX Грег Хейс, займут 60 дней, теперь, по прогнозам, продлятся до 300 дней на каждый двигатель. В среднем 350 самолетов могут быть отстранены от эксплуатации в год до 2026 г., а в первой половине 2024 г. - до 650 самолетов.
Новые финансовые данные и увеличение объема работ, скорее всего, усугубят недовольство клиентов по поводу проблемного двигателя GTF, который страдает от проблем с долговечностью, из-за чего авиакомпании вынуждены останавливать самолеты.
В начале торгов акции компании RTX достигли более чем двухлетнего минимума в 77,18 долл., но к полудню немного восстановились до 77,57 долл. Акции Airbus снизились на 0,8%.
RTX ожидает, что в результате этой проблемы ее прибыль в ближайшие несколько лет снизится до 3,5 млрд. долл. до налогообложения. Компания снизила целевой показатель свободного денежного потока в размере 9 млрд. долл. на 2025 год примерно до 7,5 млрд. долл. и уменьшила прогнозируемый объем продаж в 2023 году на 5,5 млрд. долл.
Европейская бюджетная авиакомпания Wizz Air заявила в понедельник, что, по ее первоначальным оценкам, во второй половине 2024 года пропускная способность может сократиться на 10% из-за этой проблемы.
Представитель немецкого перевозчика Lufthansa сообщил, что он оценивает ситуацию.
По данным Jefferies, среди американских перевозчиков наибольшему риску подвержены авиакомпании Spirit Airlines (NYSE:SAVE), JetBlue Airways и Hawaiian Airlines. Spirit, JetBlue и Hawaiian не сразу ответили на запрос о комментарии.
В ходе телефонного разговора с инвесторами Хейс признал, что проблема "окажет значительное влияние на наших клиентов", и руководство компании заявило, что она приведет к финансовой компенсации перевозчиков.
Роберт Сталлард, аналитик Vertical Research Partners, отметил, что расходы RTX оказались "больше, чем ожидалось", учитывая первоначальные оценки.
Немецкий партнер MTU Aero Engines (OTC:MTUAY), контролирующий 18% программы GTF, заявил, что его собственные доходы и прибыль могут пострадать в этом году, но точную оценку делать рано.
Airbus заявила, что оказывает поддержку заказчикам, работающим с RTX над решением проблемы, и что, как ожидается, проблема не повлияет на поставки 2023 года или запланированное наращивание производства в 2024 году.
Проблема качества связана с "редким состоянием" порошкового металла, используемого для производства деталей двигателя, таких как диски турбин высокого давления и диски компрессоров высокого давления, которое может привести к появлению микротрещин и усталости.
По словам Хейса, во время наращивания производства в 2015 году в порошковый металл, производимый дочерней компанией RTX HMI в Клейвилле (штат Нью-Йорк), попали микроскопические загрязнения, которые не могли быть обнаружены прежними методами контроля.
"По последним подсчетам, в технологический процесс было внесено девять изменений для обеспечения чистоты порошка", - сказал Хейс, добавив, что он "уверен" в том, что проблема решена.
Компания планирует выпустить сервисный бюллетень в течение следующих 60 дней, в котором будет изложен протокол проверки дисков турбин высокого давления и дисков компрессоров, и заменит как можно больше дисков во время посещения магазинов, сообщили руководители компании. (Эта статья была исправлена, чтобы изменить заголовок на "Американские перевозчики среди авиакомпаний, подвергающихся наибольшему риску" с "Американские перевозчики подвергаются наибольшему риску", под пунктом 8)
.