В период до 2023 г., когда Федеральная резервная система США вместе с центральными банками большинства развитых стран мира будет бороться с инфляцией, экономисты и комментаторы часто высказывают ироничное мнение о том, что "хорошие новости - это плохие новости".
Под этим они подразумевают, что сила американской экономики и сопутствующая ей напряженность на рынке труда в условиях серии повышений процентных ставок (три повышения ФРС в этом году и все еще продолжается), хотя обычно это является поводом для радости, оказывается проблематичной. Одним словом, устойчивость экономики в нынешних условиях делает инфляцию более жесткой, чем хотелось бы Джерому Пауэллу и его коллегам из Федерального комитета по открытым рынкам.
И наоборот, плохие экономические новости обычно благоприятны для цены на золото, что и наблюдалось в первом квартале 2023 года. Однако с тех пор, когда ведущие центральные банки (за исключением японского и китайского) повысили процентные ставки, а затем, когда ФРС четко заявила о своей политике "выше и дольше" и удивила многих на рынке не только повышением ставки 20 сентября, но и предположением, что это еще не конец цикла, золото начало значительное снижение, конца которому в третьем квартале не предвиделось.
В частности, цена на золото упала с $1913,75 на 3 июля до $1870,50 на 29 сентября, т.е. на 2,26%, и продолжала снижаться в первые дни октября; это далеко от скачка до $2048,45 13 апреля, вызванного опять же действиями ФРС, но в данном случае неуверенностью в том, что FOMC согласовал какую-либо эффективную политику по сдерживанию инфляции.
Несмотря на это, золото остается на положительной территории в течение первых трех кварталов года, демонстрируя рост, обусловленный сильным первым кварталом, +1,93% с начала года, и, кроме того, рост +55,7% за пять лет с конца сентября 2018 года, с которым мало кто может сравниться из других основных классов активов, включая акции США.
В каждой стране изменение экономического облика 2023 года приводит к изменению аппетита к золоту среди центральных банков, корпоративных и розничных инвесторов, покупателей золотых украшений и ETF (которые фиксируют значительный отток средств из 2023 года).
Во втором квартале (последние доступные данные) Всемирный совет по золоту сообщил о чистом увеличении общего спроса на золото на 1 255 тонн или +7,0% по сравнению со вторым кварталом 2022 года.
Закупки центральных банков, которые были высокими в 2022 году и в первые два месяца 2023 года, снизились с марта по май, но восстановились в июне, зафиксировав чистый объем закупок в 55 тонн. Эта тенденция сохранилась и летом: в августе было куплено 77 т (и, что необычно, не было ни одной заметной продажи). Лидерами по закупкам стали Китай (+29 т), Польша (+18 т) и Турция (+15 т).
В последние месяцы ключевую роль в мировой торговле играет активность Центрального банка Турции (CBRT).В период с марта по май он был нетто-продавцом для удовлетворения местного спроса, а в июне вернулся к нетто-покупкам, добавив 11 т к своим официальным резервам, которые на конец месяца составляли 440 т.
Турецкий "местный спрос" имеет большое значение, поскольку страна продолжает страдать от исключительно высокой инфляции (72,31% в 2022 году и 50,58% в текущем году). Как сообщила в августе газета Financial Times, "турецкие миллионеры и компании особенно часто обращаются к золоту на внебиржевом рынке в качестве хранилища стоимости, поскольку лира упала до рекордно низкого уровня во время и после выборов в стране в мае".
Как продолжают демонстрировать рынки, повышение процентных ставок укрепляет валюту, и, несмотря на значительные колебания в 2023 году, повышение ставок Банком Англии и Европейским центральным банком (вслед за ФРС) привело к тому, что в конце сентября стерлинг и евро были примерно на 1% выше по отношению к доллару США, чем в начале января, а цена золота в евро выросла примерно на 1,5% за год.
Это не всегда хорошая новость для золота. Повышение процентных ставок, а значит, и реальной доходности наличных денег впервые за десятилетие, оказало заметное влияние на розничный спрос на золото в Германии, о чем Bullion Vault рассказал 24 августа: "Инвестиционный спрос на золотые монеты и мелкие слитки в Германии в 2023 году рухнул на 75% по сравнению с первой половиной 2022 года, поскольку драгоценный металл торгуется вблизи рекордных цен за все время, а процентные ставки по наличным деньгам в банке наконец-то растут".
Для сравнения, в Японии, где Банк Японии на сентябрьском заседании сохранил ключевую краткосрочную процентную ставку на уровне -0,1%, а доходность 10-летних облигаций - около 0%, картина совершенно иная. Курс иены в этом году упал на 14,1% по отношению к доллару и на конец сентября составил ¥149,3749/$1,00. Этот обвал вызвал бум спроса на золото, розничная цена которого достигла беспрецедентной отметки в 10 000 иен за грамм, поскольку отношение населения к риску резко изменилось после нескольких лет дефляции. (Текущий уровень инфляции в Японии составляет около 3,1%).