По материалам Росса Кербера, Саймона Джессопа и Питера Хендерсона
БОСТОН/ДУБАИ/САН-ФРАНЦИСКО (Рейтер) - Растущий список мировых компаний устанавливает цену или взимает плату за каждую метрическую тонну своих углеродных выбросов, стремясь сформировать свои инвестиции и бизнес с учетом будущих налогов на загрязнение или других новых климатических правил.
Цены варьируются от менее чем 1 доллара за метрическую тонну углеродных выбросов до 1600 долларов, что является самым большим показателем среди всех компаний мира, установленным калифорнийским производителем лекарств Amgen (NASDAQ:AMGN).
Регуляторы также предлагают различные цены, включая "социальную стоимость" углерода, установленную администрацией Байдена, около 200 долларов, и предложение Международного валютного фонда о том, что к 2030 году она должна составлять не менее 85 долларов.
Учесть стоимость выбросов углекислого газа и других парниковых газов в бизнес-решениях - мечта климатических активистов на протяжении десятилетий как способ заставить корпорации сократить выбросы.
Хотя стандартизированная глобальная цена на углерод не будет установлена на климатическом саммите COP28, проходящем в Дубае, эта концепция имеет множество применений в бизнесе, например, она позволяет руководителям компаний взимать дополнительную плату со своих подразделений за использование энергии из ископаемого топлива, что делает возобновляемые источники энергии более привлекательными.
"Хотя существуют и другие стратегии, неиспользование этого инструмента может означать, что компании, возможно, не планируют должным образом средне- и долгосрочные реалии стоимости углерода", - сказал Амир Соколовски, глобальный директор CDP по вопросам изменения климата.
Анализ, проведенный некоммерческой организацией для агентства Reuters, показал, что 20% из 5 345 мировых компаний, раскрывающих информацию о климате, заявили об использовании внутренней цены углерода в прошлом году, по сравнению с 17% годом ранее. Еще 22 % планируют сделать это в ближайшие два года, хотя исторически сложилось так, что лишь часть компаний, планировавших ввести такую цену, сделала это.
Анализ CDP, ранее не публиковавшийся, показывает, что компании приняли новый инструмент планирования, но также и то, что остается много споров о том, какие цены подстегнут значительные действия компаний по сокращению выбросов.
Как заявили агентству Reuters несколько аналитиков, наблюдая за тенденциями, складывается картина, когда руководители компаний готовятся к каким-то новым мерам регулирования выбросов, даже если у них нет четкого представления о том, что их ждет.
Компании "готовятся к реальности, что это будет необходимо", - сказал экономист Колумбийского университета Джозеф Стиглиц. Но медианные цены все еще слишком низки, чтобы оказать серьезное влияние на принятие корпоративных решений, что делает усилия "неоднозначными", сказал лауреат Нобелевской премии.
Компании не могут выбрать простой путь, поскольку использование высокой цены на углерод может кардинально изменить инвестиционные планы, а использование низкой цены может повлечь за собой обвинения в "зеленом промывании".
Несколько руководителей, беседовавших с Reuters, заявили, что внутренние планы ценообразования помогают им сократить выбросы и прояснить последствия капитальных затрат и других видов деятельности для планеты.
Рыночные цены на углеродные квоты могут варьироваться от 5 до 1500 долларов за метрическую тонну, говорит Джо Спейчер, главный специалист по устойчивому развитию компании Autodesk (NASDAQ:ADSK), производящей программное обеспечение.
Autodesk постоянно повышает свою внутреннюю цену на выбросы углекислого газа до 20 долларов. В идеале регулирующие органы должны разъяснить, как компании должны относиться к затратам на выбросы, говорит Спейчер. "Было бы неплохо иметь государственный орган, который помог бы создать более последовательный рынок?" - сказал он.
По его словам, компания использует цену для определения таких вещей, как стоимость инвестиций в проекты по удалению углерода.
Привязка к рынкам
Всевозможные углеродные рынки действуют по всему миру, включая Европейскую торговую систему, где углерод в настоящее время торгуется по цене около 70 долларов за метрическую тонну.
Многие компании разработали свои собственные внутренние механизмы. Когда автопроизводитель Volvo (OTC:VLVLY) внедрил внутреннее ценообразование на углерод, он не смог найти подходящую модель для подражания, потому что "очень, очень немногие компании" использовали такие цены в своем бизнесе, сказал в интервью Йонас Оттерхайм, руководитель отдела Volvo по борьбе с изменением климата.
Volvo включила "теневую цену" в 1000 крон за метрическую тонну, около 92 долларов, в решения, начиная от того, какие модели автомобилей производить, до того, какие материалы использовать на заводах. По его словам, добавление стоимости углеродного загрязнения к стоимости алюминия, например, сделало использование алюминия, созданного с использованием возобновляемых источников энергии, "сверхвысоким приоритетом", поскольку он имеет менее четверти выбросов углерода, чем обычно производимый материал.
Также Volvo пересмотрела реальную стоимость своих больших автомобилей в связи с вступлением в силу более строгих правил ЕС.
Это обсуждение "фактически заставило нас изменить все планирование объемов компании и сказать, что мы не должны отдавать приоритет одним автомобилям по сравнению с другими, даже если они выглядят более прибыльными, потому что на самом деле они принесут нам штраф, которого не будет у других автомобилей", - сказал Оттерхайм.
Лекарственная компания Amgen взимает "внутренний сбор" в размере 1000 долларов за метрическую тонну с проектов с высоким уровнем выбросов. Полученные средства используются для финансирования проектов по сокращению выбросов. Например, проект по расширению коммунального хозяйства в Ирландии пополнил бюджет компании на 700 000 долларов, сообщил представитель компании.
В своем отчете CDP по климату за 2023 год компания Amgen заявила, что также использует "оценщик инвестиций" для принятия решения о покупке нового оборудования для снижения выбросов, используя еще более высокую цену на углерод.
"Проекты устойчивого развития, которые стоят больше, чем традиционные проекты, но меньше (чем) 1600 долларов на (метрическую тонну) сокращенных выбросов CO2e, считаются разумными для разработки", - говорится в отчете. Amgen как научно-ориентированная компания стремится к 2027 году стать углеродно-нейтральной в рамках своей деятельности, сказал представитель компании.
Цена, которая кусается
Несколько аналитиков, беседовавших с Reuters, высказали различные мнения о том, какую цену должны использовать компании.
Гюнтер Таллингер, член правления немецкой страховой компании Allianz (ETR:ALVG) и член консультативного совета ООН по климату, сказал, что всеобъемлющий глобальный углеродный рынок стал бы "огромным толчком" для усилий по сокращению выбросов. Однако нынешний разброс цен представляет собой проблему, особенно когда некоторые цены ниже 5 долларов за метрическую тонну.
"Я боюсь, что это идет в направлении "зеленого промывания", - сказал он.
Однако Анита Макбейн, глава EMEA ESG Research в Citi, считает, что практическое применение имеет большее значение, чем высокие цены.
"Мы бы предпочли увидеть цену на углерод с "зубами", а не без них. Мы бы предпочли, чтобы цена в $25 действительно влияла на решения, а цена в $75 была просто галочкой", - сказала она.
___
Чтобы узнать последние новости о компаниях, данных и решениях в области финансирования ESG, подпишитесь на рассылку Sustainable Finance здесь.