((Эта статья от 21 марта была исправлена, чтобы исправить стоимость аренды и уточнить мнение интервьюера в пунктах 28 и 29) )
Выступление Катарины Демони, Патрисии Висенте Руа и Сержиу Гонкалвеса
ЛИСБОН (Рейтер) - Когда Мария Лопеш переехала в Лиссабон из северного португальского города Тондела, ее цели были просты: учиться, найти работу, купить собственное жилье.
Но спустя десять лет она все еще живет в крошечной съемной комнате - одна из десятков тысяч молодых португальцев, пострадавших от жилищного кризиса, усугубляемого прибытием более богатых иностранцев, которых привлекают стимулы, созданные ее собственным правительством.
Эти стимулы - в том числе программы "золотых виз" для состоятельных предпринимателей - в значительной степени способствовали привлечению инвестиций, которые помогли вывести Португалию из долгового кризиса 2011-2014 годов.
С тех пор, по словам критиков, эти программы вновь укусили экономику, усилив конкуренцию за дефицитное жилье, подогревая инфляцию и оказывая давление, особенно на молодых местных работников начального уровня.
"Я хочу жить... Я не хочу просто выживать", - сказал Лопес после смены в компании по организации автобусных экскурсий "hop-on, hop-off".
30-летняя девушка, имеющая два высших образования в области туризма, живет в одной квартире с пятью другими, платит 450 евро ($475) в месяц за комнату с мезонином площадью 13 квадратных метров, но в низкий туристический сезон зарабатывает всего 800 евро в месяц.
"Я надеюсь, что весь этот шум, который мы поднимаем, встряхнет ситуацию", - сказала она, имея в виду волну недовольства - протесты, марши и петиции - вызванную в основном молодыми людьми, которые борются за оплату счетов.
Жизненные расходы растут по всему миру. Но именно разительный контраст между победителями и проигравшими выделяет Португалию среди других европейских стран
Португалия относится к числу беднейших стран Западной Европы. Однако в прошлом году ее столица была признана третьим наименее финансово жизнеспособным городом в мире благодаря сочетанию низких зарплат и высокой арендной платы.
С 2015 года появились новые отели Airbnbs, иностранцы вкладывают деньги в недвижимость, а инвестиционные фонды скупают целые здания.
"Лиссабон стал "модным", - говорит Гонсалу Антунеш, эксперт по жилищному строительству из университета Nova. "С 2015 года арендная плата в Лиссабоне подскочила на 65%, а цены на продажу взлетели на 137%, свидетельствуют данные Confidencial Imobiliario, которая занимается сбором данных о жилье. Только в прошлом году арендная плата выросла на 37%, что больше, чем в Барселоне или Париже, по данным другой компании по сбору данных о недвижимости, Casafari.
Местные жители изо всех сил стараются не отставать в стране, где государственное жилье составляет всего 2% от рынка недвижимости, согласно правительственным данным.
Антунес говорит, что ситуация особенно неприятна для молодежи.
Минимальная заработная плата в Португалии составляет 760 евро ($801,27) в месяц, а около 65% людей в возрасте до 30 лет в прошлом году зарабатывали менее 1000 евро в месяц, согласно данным Министерства труда.
Средняя арендная плата за квартиру с одной спальней в Лиссабоне составляет около 1 350 евро, показало исследование жилищного портала Imovirtual.
"Надежды нет"
"Некоторые люди не в состоянии платить за жилье... есть действительно драматические случаи", - сказал Луис Мендес, исследователь жилищного вопроса и географ из Лиссабонского университета.
Количество выселений также растет: в прошлом году в Лиссабоне оно увеличилось на 13% по сравнению с допандемическим 2019 годом, согласно правительственным данным.
Молодая мать Дулсе Денге, родом из Анголы, была выселена вместе со своими детьми и племянницами из бедного района на окраине Лиссабона в 2021 году.
Они переезжали из общежития в общежитие, пока не нашли муниципальный дом в Сетубале, примерно в 50 км к югу от Лиссабона. Переезд обратно в город был бы "невозможен", сказала она.
Некоторые уезжают из города. Некоторые остаются с родителями. Средний возраст людей, покидающих родительский дом в Португалии, составляет 33,6 года, что является самым высоким показателем в Европейском союзе, согласно данным статистического управления блока.
"В нашей жизни наступает момент, когда мы уже ни на что не надеемся", - сказал Витор Давид, 26-летний программист, который снимает жилье в Алмаде, через реку Тежу от Лиссабона, где цены немного ниже.
Мендес сказал, что недавно объявленный социалистическим правительством пакет мер по обеспечению жильем содержит некоторые "смелые меры", но в краткосрочной перспективе не приведет к снижению цен.
В рамках этого пакета будет запрещено выдавать новые лицензии на краткосрочную аренду жилья, например, Airbnbs, за исключением малонаселенных сельских районов.
Группы правозащитников указали пальцем на "золотые визы", которые правительство обещало отменить. В рамках этой программы с 2012 года иностранцам предоставляются права резидентов в обмен на инвестиции, что позволило привлечь 6,8 млрд евро, в основном в недвижимость.
Новая виза "цифрового кочевника", которая позволяет иностранным удаленным работникам, зарабатывающим в четыре раза больше минимальной заработной платы, жить в Португалии в течение года без уплаты налогов на внешний доход, также подверглась широкой критике.
Но даже некоторые из этих удаленных работников все больше осознают жилищный кризис. Эсми, 28-летняя жительница Нидерландов, живет в прибрежном городке Кошта-да-Капарика на берегу Тежу и платит за свою квартиру 825 евро в месяц.
"Даже для меня - имеющей доход из другой страны - это большие деньги", - говорит Эсми. "Если жилье останется таким же дорогим или станет еще хуже, (иностранцы), получающие доход из Португалии... начнут переезжать обратно в свои страны".
(1 доллар = 0,9485 евро)
.