Skip to main content

Как и Маск, богатая никелем Индонезия имеет большие амбиции в области электромобилей

06 февраля 2023
По материалам Франсиски Нангой, Гаятри Суройо и Бернадетт КристиныДЖАКАРТА (Рейтер) - Воор...

По материалам Франсиски Нангой, Гаятри Суройо и Бернадетт Кристины

ДЖАКАРТА (Рейтер) - Вооруженная крупнейшими в мире запасами никеля и запретом на экспорт никелевой руды, Индонезия делает себя незаменимой для индустрии электромобилей, которая широко использует этот металл.

За три года Индонезия подписала более десятка сделок на сумму более 15 млрд долларов США по производству аккумуляторов и электромобилей в стране с такими производителями, как Hyundai Motor, LG Group и Foxconn.

Следом за ними идет мамонт Tesla (NASDAQ:TSLA) Inc, самый дорогой автопроизводитель в мире. Президент Джоко Видодо сделал все возможное, чтобы убедить генерального директора Элона Маска производить электромобили или аккумуляторы на разросшемся архипелаге в Юго-Восточной Азии.

"Я очень уверен, что эта отрасль будет быстро развиваться, очень быстро", - сказал президент, известный как Джокови, в интервью на прошлой неделе.

По данным Геологической службы США, доказанные запасы никеля в Индонезии составляют 21 млн тонн. Это почти четверть мировых запасов.

В январе-ноябре прошлого года в стране было добыто 1,4 млн тонн никеля, согласно данным Международной исследовательской группы по никелю. Это намного больше, чем у второго по величине производителя, Филиппин, которые добыли 290 000 тонн за тот же период, и более чем в два раза превышает объем добычи Индонезии, который в 2018 году составил 606 000 тонн.

Джокови запретил экспорт никелевой руды в 2020 году, но разрешил экспорт никелевой продукции с более высокой стоимостью, заставив компании перерабатывать и производить ее на суше.

Экспорт переработанного никеля в Индонезию в 2022 году превысит 30 млрд долларов с примерно 1 млрд долларов в 2015 году.

По данным Международного энергетического агентства, на Индонезию придется половина мирового роста производства никеля в период с 2021 по 2025 год, поскольку спрос на электромобили резко возрастет. Каждый автомобиль использует до 40 кг никеля.

"Правительство Индонезии создает целую цепочку создания стоимости для обслуживания заводов по производству электромобилей", - говорит Виктор Чин, главный консультант консалтинговой компании CRU.

"Поэтому компании Tesla имеет смысл рассматривать Индонезию как для гигафабрики, так и для производства автомобилей", - говорит он.

Цель Маска - продать 20 миллионов электромобилей в 2030 году, что более чем в 15 раз больше, чем 1,3 миллиона автомобилей, проданных Tesla в 2022 году. Для этого ему потребуется построить еще семь или восемь "гигафабрик" - предприятий, производящих батареи для электромобилей в больших масштабах - в среднем по одной каждые 12 месяцев или около того.

Индонезия ставит перед собой такие же амбициозные цели - Джокови заявил в интервью, что экспорт никеля может вырасти в 200 раз по сравнению с уровнем до введения запрета на экспорт в размере около 1 млрд долларов, если страна успешно справится с созданием экосистемы электромобилей. Бразильская горнодобывающая компания Vale прогнозирует 44-процентный скачок спроса на никель к 2030 году по сравнению с уровнем 2022 года из-за высокого спроса на батареи для электромобилей.

Джокови не назвал сроки роста экспорта, но заявил, что Индонезия стремится создать интегрированную цепочку поставок батарей для электромобилей к 2027 году.

В числе других мер, в июне Индонезия также запретит экспорт медной руды и бокситов, которые используются в производстве электромобилей.

Персональный конфликт

Запрет на экспорт никеля был оспорен Европейским союзом во Всемирной торговой организации. ВТО вынесла решение в пользу ЕС, но Индонезия подала апелляцию.

Но успех Индонезии уже побудил другие страны подражать ее шагам: Филиппины планируют обложить налогом экспорт никелевой руды, чтобы стимулировать шахтеров инвестировать в переработку.

Развитие промышленности в Индонезии - это любимый проект Джокови. Он взял на себя труд убедить Маска инвестировать в Индонезию, дважды проведя переговоры с главой Tesla.

На прошлой неделе Джокови заявил, что он даже предложил Tesla концессию на добычу никеля и налоговые льготы для инвестиций в страну, и что он уверен, что сделка будет завершена.

Хотя Tesla ищет дополнительные производственные центры, она не комментировала никаких твердых планов в Индонезии. Южная Корея, Канада и Мексика также пытаются переманить автопроизводителя.

Компания подписала контракты на поставку никеля на сумму около 5 млрд долларов с компаниями в Индонезии, сообщил представитель правительства.

Однако потенциальных инвесторов беспокоит воздействие добычи никеля на окружающую среду и использование Индонезией угля для производства электроэнергии.

Процесс производства никеля, пригодного для аккумуляторных батарей EV, имеет большой углеродный след и производит отходы, которые, как опасаются экологи, могут быть сброшены в океан.

Тем не менее, мировые автопроизводители инвестируют в Индонезию или закупают сырье в этой стране из-за ограниченных альтернатив и растущего спроса, говорят аналитики.

"Расширения мощностей по производству никеля за пределами Индонезии недостаточно. За последние четыре года доля индонезийского производства никеля выросла с менее чем 20% до почти 50%", - говорит Сони Кумари из ANZ.

По словам Кумари, даже покупатели с развитых рынков, которые больше заботятся об экологичности, будут вынуждены покупать никель в Индонезии.

"Поскольку спрос на никель для аккумуляторов продолжает расти, компании, производящие аккумуляторы и автомобили, не могут просто игнорировать (критику) о том, что "индонезийский никель недостаточно экологичен", когда большая часть будущего роста будет происходить из Индонезии", - сказала она.

.