Ник Кэри
ЛОНДОН (Рейтер) - Решение Чили национализировать свою литиевую промышленность добавляет новую неопределенность в цепочку поставок для мировых автопроизводителей, столкнувшихся с нехваткой материалов для батарей электромобилей (EV), и может обеспечить новую срочность в поиске новых источников металла.
В прошлый четверг президент Чили Габриэль Борик объявил о планах по созданию новой государственной компании для контроля над литиевой промышленностью. Страна обладает крупнейшими в мире запасами этого металла, и на ее долю приходится 30% мирового производства.
Хотя есть стартапы, работающие над созданием натрий-ионных батарей, которые в конечном итоге могут стать более дешевой альтернативой для электромобилей, еще много лет автомобильная промышленность будет полностью зависеть от лития для своих батарей.
Лидирующие руководители отрасли предупреждают о том, что в середине десятилетия возникнет дефицит цепочки поставок, поскольку ведущие мировые автопроизводители планируют потратить почти 1,2 трлн долларов до 2030 года на разработку и производство миллионов электромобилей.
"Автопроизводители могут более осторожно подходить к заключению сделок на поставку лития из Чили, пока не станет ясно, как будет выглядеть национализация", - говорит Каспар Роулз, директор по данным Benchmark Mineral Intelligence. "Большинство автопроизводителей и до этого искали диверсифицированный портфель региональных поставок, но, возможно, это делает другие регионы более привлекательными".
Дэвид Брокас, основатель компании Voltaire Minerals, занимающейся консультированием по вопросам цепочки поставок минералов, заявил, что металлы для аккумуляторов становятся столь же стратегически важными для стран, как и нефть, и автопроизводителям потребуется специальная "диверсифицированная стратегия поиска поставщиков".
Крупнейшие автопроизводители уже ищут новые поставки лития в США, Европе и Африке. Например, General Motors (NYSE:GM) в январе инвестировала в Lithium Americas (NYSE:LAC) Corp. и поможет ей в разработке литиевого проекта Thacker Pass в Неваде.
Ожидается, что этот процесс поиска новых вариантов будет ускоряться.
"Мы реализуем дорожную карту по сырьевым товарам, которая включает в себя региональную диверсификацию", - сообщила представитель Volkswagen (ETR:VOWG_p) по электронной почте. "Поэтому мы рассматриваем множество регионов".
В понедельник главный технический директор Mercedes-Benz Маркус Шефер заявил журналистам, что автопроизводитель "по-прежнему открыт для прямых закупок в Чили - но есть и альтернативные варианты, такие как Австралия и Канада".
Акции литиевых компаний Австралии, крупнейшего производителя, на долю которого приходится около половины мирового предложения, выросли после заявления Чили.
"NO LITHIUM = NO BATTERIES = NO EVS"
Переход Чили к национализации своей литиевой промышленности следует тенденции стран, стремящихся ужесточить контроль над ключевыми ресурсами. Мексика национализировала свою литиевую промышленность, а Зимбабве, Мьянма и Индонезия объявили об ограничениях, затрагивающих различные сырьевые товары.
Заявление Сантьяго "еще больше сфокусирует внимание на надежных поставках лития из Великобритании и Европы для автопроизводителей, которые отчаянно нуждаются в сырье для EV", - написал в электронном письме Джереми Ратхолл, генеральный директор Cornish Lithium. "Нет лития = нет батарей = нет электромобилей".
Литий - не первый кризис цепочки поставок, с которым сталкивается автомобильная промышленность, столкнувшаяся с нехваткой полупроводников во время пандемии COVID-19, и вряд ли последний.
Роб Энсти, генеральный директор компании GDI, которая занимается разработкой кремниевых анодов для батарей, считает, что это должно стать тревожным сигналом для автомобильной промышленности, зависящей от Китая в плане графита для электродов батарей.
"Если Чили национализирует литий, Австралия может увеличить поставки, а Америка и Европа увеличат поставки", - сказал Анстей. "Но если Китай начнет ограничивать экспорт графита, вся глобальная цепочка поставок аккумуляторов остановится".
Несколько стартапов разрабатывают батареи для электромобилей с электродами на основе кремния, которые вмещают больше энергии, имеют больший запас хода и быстрее заряжаются, но в настоящее время 70% всего графита поставляется из Китая.
Шаг Чили может дать преимущество другим странам, надеющимся на развитие собственных поставок лития.
Литиевая геологоразведочная компания Aterian видит возможности для добычи в ряде африканских стран, включая Марокко и Руанду.
"Эти страны привлекут инвестиции в энергетический переход, которые раньше ушли бы в Чили", - сказал исполнительный председатель совета директоров Чарльз Брэй.
.