Эрик Онстад
ЛОНДОН (Рейтер) - Производители алюминия намерены увеличить выпуск низкоуглеродистого металла на 10% в 2023 году и еще больше в последующие годы, снижая стоимость для автопроизводителей, стремящихся получить экологически чистые материалы, и сокращая значительный углеродный след отрасли.
Алюминий - самый энергоемкий металл, на который приходится около 1,1 миллиарда тонн глобальных выбросов CO2 в год. Прогнозируемое на следующий год увеличение производства "зеленого алюминия" сократит этот показатель на 13 млн тонн, или примерно на 1,2%.
Давление правительств, требующих сокращения выбросов парниковых газов, стимулирует производителей алюминия наращивать выпуск низкоуглеродного материала, который выбрасывает менее 4 тонн CO2 на тонну металла по сравнению со среднемировым показателем в 16,6 тонн.
Это означает, что глобальные излишки "зеленого" алюминия - в основном произведенного с использованием гидроэнергии или переработанного материала - уже влияют на премию, которую производители могут взимать с покупателей, от автопроизводителей и производителей банок для напитков до поставщиков строительных материалов.
"В последние пару лет она (премия) была очень скромной", - сказал Иван Велла, исполнительный директор Rio Tinto (NYSE:RIO) Aluminium, на конференции для инвесторов в прошлом месяце.
Велла добавил, что в последнее время компания наблюдала некоторое увеличение премии, не сообщив подробностей.
Глобальные поставки низкоуглеродистого алюминия были устойчивыми в течение нескольких лет, но в 2022 году они снизились, в основном из-за ограничений в южных провинциях Китая, являющихся ведущим производителем, которые полагаются на гидроэнергетику.
В следующем году объем производства должен восстановиться во всем мире, увеличившись на 10% до 18.В Европе доля низкоуглеродистой продукции в общем объеме поставок гораздо выше, чем в остальном мире, поскольку крупные скандинавские производители обычно используют гидроэнергию, и в следующем году она должна достичь 83%, добавил он.
ГРАФИК: Выпуск низкоуглеродистого алюминия подскочит в 2023 году - https://www.reuters.com/graphics/ALUMINIUM-CARBON/gkplwwbyzvb/chart.png
ГРАФИК: Сокращения на европейских заводах повышают долю "зеленого" алюминия - https://fingfx.thomsonreuters.com/gfx/mkt/gdvzqqrmqpw/European%20Smelter%20Cuts%20Boost%20Share%20of%20Green%20Aluminium.png
АВТОПРОМЫШЛЕННОСТЬ
Увеличение поставок более экологичных материалов совпало с растущими усилиями компаний по демонстрации своих "зеленых" качеств потребителям, во главе с европейским автомобильным сектором.
Германская компания BMW в прошлом году договорилась о покупке алюминия, произведенного с использованием солнечной энергии, у компании Emirates Global Aluminium, а премиальный бренд Volkswagen (ETR:VOWG_p) Audi в экспериментальном порядке использует металл, произведенный по новой технологии ELYSIS, разработанной компаниями Alcoa (NYSE:AA) и Rio Tinto, которая устраняет все выбросы CO2 и заменяет их кислородом.
Большинство компаний неохотно раскрывают информацию о том, сколько низкоуглеродного материала они закупают и какие надбавки выплачиваются по конкурентным причинам.
Производитель электромобилей (EV) Polestar начал использовать экологически чистый алюминий в рамках проекта по созданию автомобиля с нулевыми выбросами во всех аспектах производства, объединившись с норвежской компанией Norsk Hydro (OTC:NHYDY), которая использует гидроэнергию для производства большей части своего металла.
Polestar заявила, что платит немного больше за "зеленый" алюминий, частично из-за административных расходов на смену поставщика, но не сказала, насколько больше.
"Стоимость одного сниженного килограмма выбросов CO2 при переходе на "зеленый" алюминий по-прежнему значительно ниже, чем многие другие способы снижения выбросов сырья", - сказал представитель компании агентству Reuters.
Norsk Hydro также заключила сделку на поставку Mercedes-Benz алюминия, который производит менее 3 тонн выбросов CO2 на тонну металла.
Большие инвестиции, низкие цены
Алюминиевые компании вкладывают значительные средства в низкоуглеродные технологии. В этом году компания Norsk Hydro заявила, что потратила миллиарды на повышение экологичности своего алюминия, а Rio Tinto, Alcoa и канадское правительство инвестировали 228 миллионов долларов в новый процесс ELYSIS.
Но такие инвестиции в увеличение объемов производства снижают цены, которые производители могут назначать за свою низкоуглеродную продукцию, особенно в этом году, когда общий спрос пострадал из-за опасений рецессии, говорят аналитики.
"Премии за низкоуглеродистую продукцию на споте практически исчезли", - говорит Хорхе Васкес из консалтинговой компании Harbor Aluminum.
По его словам, спотовая премия за низкоуглеродистую заготовку - продукт, часто используемый в строительстве, - упала до нуля с 30 долларов за тонну в январе.
Однако производителям все еще удается продавать часть своей низкоуглеродистой продукции по более высоким ценам в рамках квартальных и годовых контрактов.
Самые высокие премии получает катанка, поскольку она используется в электропроводке, связанной с переходом к "зеленой" энергетике во всем мире, добавил он.
Но даже самая высокая премия за катанку в 45 долларов за тонну составляет менее 2% от базовой цены алюминия.
Также существуют региональные различия.
"Там, где мы наблюдаем наибольшую готовность к "зеленым" премиям, - это Европа, где процесс ускоряется, и мы начинаем видеть первые элементы в Северной Америке, но Азия отстает", - сказал источник в отрасли, отказавшийся назвать свою фамилию.
В Европе премии могут получить поддержку от предложений Европейского союза ввести тарифы на импорт высокоуглеродных товаров к 2026 году, сказал другой аналитик.
График: Премии за низкоуглеродистый алюминий - https://www.reuters.com/graphics/ALUMINIUM-CARBON/dwpkddgknvm/chart.png
Потребители выигрывают от обилия поставок не только низкоуглеродистого первичного алюминия, но и переработанного материала, на производство которого расходуется на 95% меньше энергии.
Рост производства и того, и другого будет поддерживать "зеленые" премии на относительно низком уровне в ближайшие годы, считает Марсело Азеведо из консалтинговой компании McKinsey.
Ограниченное перемещение поставок между регионами, однако, может привести к дефициту в регионах с высоким спросом, таких как Европа, добавил он.
Одной областью, в которой наблюдается слабая тенденция, является "ультранизкоуглеродистый" алюминий, то есть металл, произведенный с менее чем 2 тоннами выбросов углерода на тонну металла, где премии высоки из-за нехватки материала, сказал Азеведо.
ГРАФИК: Изобильные поставки "зеленого" алюминия - https://www.reuters.com/graphics/ALUMINIUM-CARBON/egvbyynqlpq/chart.png
.